Доступная среда
В школе на 01.09. 2022 год обучается 18 детей с ОВЗ, что составляет 13 % от общего количества обучающихся. Это 3 обучающихся с задержкой психического развития, 13 детей обучается по АООП вар. 1., 1 ребенок обучаются по АООП вар. 2., 1 ребенок обучается на домашнем обучении по АООП вар 2. Дети разновозрастные, поэтому в школе созданы классы- комплекты по типу малокомплектной школы. У нас 3 класса -комплекта:
Класс-комплект |
Количество детей с УО |
Программа обучения (общеобразовательная, задержка психического развития, умственная отсталость или иная) |
По какой программе обучается в соответствии с заявлением родителей |
2-4 |
5 |
АООП, умственная отсталость, вар.1 |
АООП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) |
6 - 7 |
4 |
АООП, умственная отсталость |
АООП для детей с ОВЗ (умственная отсталость) |
1 |
АООП, умственная отсталость, вар.2 |
АОП для детей с ОВЗ (с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
|
9 |
4 |
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью |
|
Специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, мы разделили на общие направления:
- организационное обеспечение,
- психолого-педагогическое обеспечение,
- кадровое обеспечение.
Организационное обеспечение включает в себя
- нормативно-правовую базу инклюзивного образования в образовательной организации (нормативные документы федерального, регионального, районного и школьного уровня (положения, приказы, договора и тд. (например, Договор с родителями))
- взаимодействие с внешними организациями (заключены договора о сотрудничестве - ДДТ, ДЮШС, планы совместной деятельности - ПЧ – 115, ГИБДД, СКЦ). На базе школы функционируют кружки разной направленности, для всех категорий детей.
- организация двухразового бесплатного питания и медицинское обслуживание, необходимое для поддержки ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.
- финансовое обеспечение (ежегодно составляется штатное расписание, школа проходит тарификацию, оснащение образовательного процесса происходит за счет средств субвенции и безвозмездной помощи предпринимателей, родителей)
- информационное обеспечение (имеется компьютерный класс, ноутбуки, программные продукты, библиотечный фонд и т.д.)
- материально-техническое обеспечение (выполнение требований к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д; беспрепятственный доступ обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры школы, наличие теплых санузлов, наличие зон для отдыха и восстановления работоспособности)
Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение школы включает адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью, адаптированные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальных особенностей ребенка (ИУП), программы коррекционной работы и программы внеурочной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в школе осуществляется учителями, классными руководителями, педагогом- психологом, педагогом-логопедом, социальным педагогом. Психолого-педагогическое сопровождение включает:
•Проведение диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
•Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
•Проведение коррекционных занятий
•Отслеживание динамики развития ребенка.
•Консультирование педагогов и родителей, оказание методической помощи.
• Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
•Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
Кадровое обеспечение. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 95 %, при этом:
- укомплектованность педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ составляет 95 % (дефицит узких специалистов: отсутствует свой педагог-дефектолог, тьюторы);
- ежегодно педагогические работники повышают свой уровень квалификации в области образования детей с ОВЗ: 100% прошли курсы по работе с ОВЗ.
Библиотека, приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья избирательно, условно (с дополнительной помощью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится адаптивная физическая культура. Проводятся подвижные занятия адаптивной физической культуры в оборудованном спортивном зале и на открытом воздухе, которые проводятся учителем, имеющим соответственную подготовку. При их проведении учитель учитывает вид и тяжесть нарушения организма, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивный зал находится на первом этаже здания школы, что обеспечивает беспрепятственный доступ лиц с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья МКОУ Харикская СОШ №2 обеспечена печатными средствами (учебники и учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал), аудивизуальными – (образовательные и учебные видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях), наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации и др.), демонстрационными (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные) средствами.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации. В МКОУ Харикская СОШ №2 созданы условия для беспрепятственного входа в школу и выхода из нее. Конструктивные особенности здания МКОУ Харикская СОШ №2 не предусматривают наличие подъемников. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставляется сопровождающее лицо.
Специальные условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья не предусмотрены. Школа осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с утвержденным примерным меню. Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется. Предоставляется бесплатное питание для детей с ОВЗ.
Специальные условия охраны здоровья Здание МКОУ Харикская СОШ №2 оборудовано современными системами безопасности: тревожная кнопка, АПС, видеонаблюдение. Имеются планы эвакуации, информационные табло указатели выхода). Территория школы имеет ограждение по всему периметру.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует лицензированный медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с требованиями.
Медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медицинский работник.
В системе проводится санитарно-просветительская работа с детьми по вопросам личной гигиены, профилактики заболеваний и др.
Ведется мониторинг состояния здоровья учащихся 1-11 классов по результатам проведенных медицинских осмотров.
100 % учащихся охвачены горячим питанием.
В школе проводятся: Дни Здоровья, физкультминутки, динамические перемены и др.
В учебный план введен третий час уроков физической культуры.
В школе работают спортивные секции: баскетбол, волейбол, ОФП.
Школьная мебель регулируется по ростовым показателям и маркируется. В школе имеются учебники и учебные пособия
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В МКОУ Харикская СОШ №2 обеспечивается доступ к электронным образовательным ресурсам для всех обучающихся, на общих основаниях. Все учащиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют свободный доступ к информационным системам и сетям. Выход в сеть Интернет осуществляется из всех кабинетов, включая библиотеку. Выход в сеть Интернет защищена фильтрацией, который защищает от информации нежелательно пользования.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми с ОВЗ нет. Доступ обучающихся с ОВЗ к ЭОР осуществляется на общих основаниях.
Сведения об основных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам
- Единая коллекия ЦОР
- Медиатека образовательных ресурсов
- Московский институт открытого образования
- Федеральный институт педагогических измерений
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МКОУ Харикская СОШ №2 специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ отсутствуют. Доступ к техническим средствам обучения осуществляется на общих основаниях.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат. Общежитие и интернат в МКОУ Харикская СОШ №2 не предусмотрены.